Системы контроля качества
Приобретая для себя продукты питания, мы, конечно же, хотим, чтобы они были вкусными, свежими и безопасными. Безопасность воспринимается как то, что должно присутствовать обязательно. И производитель безоговорочно должен обеспечить ее в своем продукте.
То, что мы едим, оказывает огромное влияние на наше здоровье. Последнее десятилетие даже в развитых странах наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению показателей здоровья. Одна из основных причин – пищевые отравления.
На упаковке практически любых изделий, особенно на продуктах питания, всегда фиксируется срок годности изделия, или срок его хранения и дата выработки. Эта информация дает нам определенные гарантии на свежесть продукта, при условии, что технологические процессы, условия транспортировки и прочие особенности были соблюдены.
Если самый внимательный покупатель рассмотрит упаковку любой нашей продукции, то обязательно найдет на ней не всем понятную фразу: «На предприятии сертифицированы система менеджмента качества и система менеджмента безопасности пищевой продукции на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 22000». Что же это значит для самого обычного покупателя?
Международная организация по стандартизации (ISO) разработала ряд документов, которые позволяют улучшить работу всех организаций, участвующих в пищевой цепочке, систематизировать и проконтролировать ее.
ИСО 9001 интерпретация стандартов на системы менеджмента в области качества пищевой продукции. Предприятие, которое сертифицировано на соответствие ИСО 9001, все свои рабочие процессы организует с ориентацией на запросы конечного потребителя. Здесь речь идет и о тотальном контроле за качеством продукции, и о внедрении новых технологий, которые улучшают потребительские характеристики выпускаемого товара. На постоянной основе в таких компаниях происходит модернизация рабочих процессов и производственных мощностей.
Для партнеров (в нашем случае это магазины, торговые сети и прочее) в таком случае, это достойные партнерские отношения, которые гарантируют регулярные и своевременные поставки, соблюдение условий договора и необходимый документооборот.
Предприятие, согласно системе менеджмента качества ИСО 9001, постоянно ведет анализ деятельности, с целью улучшения своей работы. В случае поступления жалоб от потребителей, они обязательно обрабатываются в короткие сроки и эффективно устраняются недостатки, которыми были вызваны жалобы.
Данная система открывает перед своим обладателем огромные возможности по выходу на международный рынок, так как свидетельствует о высоком качестве менеджмента, которое имеет вес во всех развитых странах.
ISO 22000 — серия международных стандартов на Системы менеджмента в области безопасности пищевой продукции.Общая концепция заключается в том, что продукты питания не должны приносить вред потребителю, если они приготовлены или употреблены в пищу согласно их назначению. Задача системы — исключить опасности или свести их проявление к минимуму.
Для этого необходимо: использовать только специализированную технику, машины и оборудование для производства продукции, производить их своевременное техническое обслуживание; обеспечить безопасную эксплуатацию зданий и помещений, которые должны быть оснащены необходимыми коммуникациями, вентиляциями и пр.; правильно использовать сырье и материалы, применяемых при производстве; правильно обращаться с полуфабрикатами и готовыми продуктами питания; своевременно проводить мероприятия по уборке и очистки помещения, оборудования и инструментов; контролировать отсутствие вредителей; соблюдать санитарно-гигиенические требования на предприятии и в отношении сотрудников.
Различают несколько видов опасностей, которые могут угрожать пищевой продукции:
- биологическое вещество в составе. Это опасные микроорганизмы (например, Salmonellaspp), вирусы (например, вирус гепатита), паразиты и простейшие (например, паразитная нематода)
- химическое вещество в составе. Это вещества естественного происхождения (например, токсины и аллергены), добавленные химические соединения (например, пестициды, гормоны роста, антибиотики и т.д.), токсичные элементы и химические соединения (кадмий, ртуть, свинец, мышьяк и т.д.), пищевые добавки (например, витамины и минералы), загрязняющие вещества из технологических составов (например, смазки, красители и т.д.), загрязняющие вещества из упаковочных материалов (чернила для печати этикеток).
- посторонние предметы в составе. Это кости, скорлупа, стекло, пластмасса, дерево, метал и т.д.
- состояния пищевой продукции, которые могут потенциально отрицательно влиять на здоровье человека (нарушение сроков годности и условий хранения, появление плесени и пр.)
Очень важно, что данный подход охватывает все звенья, участвующие в жизненном цикле продукта, начиная с получения сырья и заканчивая конечным потребителем. По сути, мы не исправляем возможные опасности и нарекания по нашей продукции, а заранее предупреждаем их возникновение. Каждый сотрудник компании работает в сплоченной команде, где каждый несет свою личную ответственность за обеспечение безопасности пищевой продукции на своем этапе.
Система менеджмента позволяет заблаговременно выявлять критические точки и сфокусировать на них внутренние ресурсы. Это приводит к тому, что некачественный продукт просто не попадает на полки и прилавки магазинов. Соответственно, наши потребители всегда уверены в качестве продукции, которое всегда остается стабильно высоким.
Одно из преимуществ использования данных систем – это возможность расширения наших рынков сбыта до мирового уровня. Именно поэтому, уже сегодня известные мировые ритейлеры активно сотрудничают с нами, приобретают нашу продукцию и продают ее на своих прилавках. Такое признание дает нам право гордиться своим трудом и его результатами. ТД «Каравай Кубани» планирует и дальше вести свое развитие в этом направлении.